Урок 1

[План 5 класс][ Кл.План 5 класс][ Кл.План 6 класс][ Кл.План 7 класс][ Кл.План 8 класс][ Кл.План 9 класс][Инструкция 1][Инструкция 2][Инструкция 3][Инструкция 4][Инструкция 5][Инструкция 6][Инструкция 7][Уроки]
Главная 
План 5 класс 
 Кл.План 5 класс 
 Кл.План 6 класс 
 Кл.План 7 класс 
 Кл.План 8 класс 
 Кл.План 9 класс 
Инструкция 1 
Инструкция 2 
Инструкция 3 
Инструкция 4 
Инструкция 5 
Инструкция 6 
Инструкция 7 
Уроки 

Разработка урока по технологии (труду) "Русская народная игрушка"

Бесплатные разработки уроков, конспекты, планы по технологии трудам

 Для учителя технологии, трудов, трудового обучения Труды - поурочные планы, конспекты уроков, разработки уроков по технологии Учителю технологии - уроки, конспекты, разработки

Разработка урока по технологии (труду) "Русская народная игрушка"

   « Русская народная игрушка»

 Урок по этой теме включает повторение свойств тканей, теоретическую часть – история тряпичной куклы, технология изготовления куклы-закрутки, практическое выполнение задания по инструкционной карте.

Структура урока включает в себя 5 основных этапов:

Организация урока.

Повторение пройденного материала.

Теоретическая часть. Изложение нового материала.

Практическая работа.

Анализ и оценка выполненной работы.

    Цель урока

Учитель раскрывает образовательные, воспитательные и развивающие цели, осуществляя тем самым комплексный подход к учебно-воспитательному процессу.

    Образовательные  - повторение свойств тканей, закрепление умений работать по инструкционной карте, закрепление приемов работы с тканью.

    Воспитательные – воспитание эстетического вкуса, аккуратности, умение соблюдать правила безопасности при работе с ножницами и иглами, воспитание трудовой культуры.

     Развивающие – развитие пространственных представлений, логического мышления, исполнительских умений, творческих способностей.

     Оборудование: Образцы кукол–закруток, ткань для туловища 18×18см, белая ткань для головы и блузки размером 18×18см, нитки х/б, синтепон, иглы, инструкционные карты по изготовлению кукол.

Ход урока

  1. Организация урока

На организацию урока отводится не более 5 минут.

     Учитель проверяет на рабочих местах наличие инструментов и материалов для работы, инструкционных карт.

     Затем учитель говорит тему урока, определяет его цель и кратко рассказывает о плане урока.

 

  1. Повторение свойств х/б и льняных тканей. 

Для повторения раздела «Материаловедение» учитель использует кроссворд. Такая форма устного контроля знаний отличается четкостью формулировок и ориентирует школьников на точный, краткий ответ. Фронтальный опрос как метод устного контроля на данном уроке направлен на устранение недочетов и пробелов, имеющихся в знаниях, умениях по темам «Производство ткани» и «Свойства тканей». Поэтому, при разгадывании кроссворда важно не только обнаружить эти недочеты и ошибки, но и тщательно проанализировать их причины, а затем дать правильный ответ.

По горизонтали:

  1. Физико-механические свойства ткани. Устойчивость ткани к трению, стирке, воздействию солнца, света, растяжению. (Прочность)
  2. Технологические свойства ткани – выпадение нитей на срезах. (Осыпаемость)
  3. Нити, идущие вдоль кромки. (Основы)

По горизонтали:

  1. Гигиенические свойства ткани – свойства ткани впитывать влагу. (Гигроскопичность)
  2. Нити, расположенные поперек кромки ткани. (Утка)
  3. Переплетение, в котором нити основы и утка переплетаются через одну. (Полотняное)
  4. Неосыпающийся край ткани по по долевой нити. (Кромка)

 

  1. Теоретическая часть.

       Изложение нового материала по заданной теме проводится в процессе беседы,

      наш урок начинается с удивительной русской сказки «Василиса Прекрасная» из собрания А.Н.Афанасьева. Она интересна тем, что персонаж, помогающий Василисе найти свое счастье, - кукла. «В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочь, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Василисушка, помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги ее всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе горе, дай ей поесть и спроси у нее совета».

  Итак, игрушка, кукла имеет многовековую историю. В русской деревне она была наиболее распространенной игрушкой, некоторых семьях их насчитывалось до сотни. Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с пяти лет, Свертывали в «скалку» кусочек цветной ткани, обтягивали «лицо» белой тряпицей, затем скатывали боковые остатки ткани- получались «руки».Вот и кукла готова.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Считалось, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегают дом и очаг.

       В процессе беседы учитель задает вопрос: «Какими были куклы? Из каких материалов они были изготовлены?»  Кукол делали из самых разнообразных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из слоновой кости. Объяснение теоретического материала учитель сопровождает демонстрацией кукол из различных материалов (Деревянные матрешки, глиняные куклы, тряпичные куклы и куклы современные).

     Далее учитель задает вопрос: «Где и в каких праздниках и обрядах участвует кукла?». Ответы могут быть разнообразные: на свадьбе, служит подарком к дню рождения, делают из соломы для праздника Масленицы. Отметив правильные ответы, учитель рассказывает, что кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, украшала свадебный стол. Возможно отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты куклой в свадебном наряде. Символические куклы сопровождали и другие крестьянские праздники и обряды. Провожали Масленицу большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику Троицы делали кукол из веток, сажали под березу, водили вокруг них хоровод.

Тряпичная кукла

Попробуем на занятии изготовить одну из самых распространенных тряпичных кукол -Закрутку

  1. Практическая часть

    Учитель сообщает, что куклу-закрутку учащиеся будут изготавливать по технологической карте, на которой даются рисунки по каждому этапу изготовления, последовательность операций и приемы работы. Для данной работы более всего подходят х/б и льняные ткани, так как они очень удобны в раскрое, не растягиваются и хорошо сшиваются. При изготовлении куклы ученики закрепят знания по определению долевой и уточной нити, лицевой и изнаночной стороны ткани.

     Далее учитель демонстрирует инструкционную карту в крупном масштабе и готовое изделие. При изготовлении куклы необходимо объяснить учащимся, что туловище должно быть устойчивым, и именно для этого вы делаете подгиб. При формировании головы обратить внимание на то, что сборки, образуемые лоскутом, надо заложить сбоку таким образом, чтобы лицо оставалось гладким.ъ

     Перед выполнением практической части учитель проводит инструктаж по технике безопасности.

4.Подведение итогов.

При оценке работы учитывается аккуратность ее выполнения, последовательность изготовления и самостоятельность в решении образа куклы.

Выставление оценок

   Конспект по технологии

Разработка урока по технологии (труду) "Русская народная игрушка"

 

Главная ][ Урок 1 ][ Урок 2 ][ Урок 3 ][ Урок 4 ][ Урок 5 ][ Урок 6 ][ Урок 7 ]

Copyright (c) 2012-2013-2014-2015-2016 Для учителя технологии, трудов, трудового обучения - скачать бесплатно конспекты уроков, разработки уроков, планирование

Рейтинг сайтов Луганска и Луганской области

 

ПУС ©™ - Первая Учительская Сеть сайтов